Село Лаза

Сотрудник археологического музея в селе Чухур-Габала

Остатки крепостных стен и башен города Кабала – одной из столиц Кавказской Албании (I век до н.э. – VIII век н.э.), разрушенной персами в VI столетии, но сохранявшей значение крупного торгового центра до XV века. Потомками аселения Кавказской Албании разные исследователи считают лезгин, удин и отчасти азербайджанцев. Сейчас большая часть населения округи – азербайджанцы и лезгины, но по рассказам раньше большинство составляли удины.

Мужчины пробуют вино. Село Варташен. Нухинский уезд. Елисаветпольская губерния.

Конец XIX – начало ХХ века. Удины

Удины (по крайней мере, часть) сохраняли приверженность христианству – официальной религии Албании с IV века – в условиях постепенной исламизации региона. Традиции удин имеют много сходного с обычаями соседей, однако от мусульман их отличала винодельческая культура. В советское время в удинских совхозах стали выращивать свиней, чего не делали лезгинские и азербайджанские хозяйства (сейчас есть правило не подавать свинину на свадьбу, так как могут быть гости-азербайджанцы).

Хаял родом из селения Солтан-Нуха, но живет в городе Габала. В селе у него в собственности несколько кустов фундука, за которыми следят его родственники, получающие за это часть дохода от продажи орехов. Село Солтан-Нуха. Лезгины

В селе Солтан-Нуха в настоящее время живут лезгины и азербайджанцы.

Есть сведения, что раньше здесь был распространен удинский язык.

Окрестности села Дурджа

В Азербайджане в советское время лезгин считали главными овцеводами республики. Однако, по мнению этнографа С.С. Агашириновой, у азербайджанских лезгин по сравнению с дагестанскими эта отрасль была развита меньше.

Старый дом. Подобный тип жилища характерен для района Куткашена. Село Лаза. Куткашенский район. Азербайджанская ССР . 1971. Лезгины

Село Дурджа

Влажный климат обусловил строительство домов с четырехскатными высокими крышами.

Село Дурджа. Влажный климат обусловил строительство домов с четырехскатными высокими крышами.

Старый дом. Подобный тип жилища характерен для района Куткашена. Село Лаза. Куткашенский район. Азербайджанская ССР . 1971. Лезгины

Женщины и дети стоят у летней кухни, построенной из камыша.

Село Лаза. Куткашенский район. Азербайджанская ССР . 1971. Лезгины

Женщины и дети. Село Лаза. Куткашенский район.

Азербайджанская ССР . 1971. Лезгины

Село Дурджа. Лезгины

В Габалинском районе лезгинское население составляет около половины жителей, несмотря на это лезгинский язык постепенно выходит из употребления. Только старшее поколение общается между собой по-лезгински.

Село Дурджа. Лезгины

В настоящее время село Дуруджа превратилось в дачное поселение. На зиму из 180 хозяйств остаются только 5 семей. Среди этих немногих – Руслан. Он собирает и реставрирует Кораны. В его коллекции более 50 книг.

Жители села Кюснет. В центре в стеганой безрукавке стоит мастер-гончар.

Куткашенский район. Азербайджанская ССР . 1971. Лезгины

Постройка, в которой располагается печь для обжига глиняных изделий.

Село Кюснет. Куткашенский район. Азербайджанская ССР. 1971. Лезгины

Село Дурджа. Лезгины

Улица в селении Лаза. Куткашенский район. Азербайджанская ССР. 1971

Женщина раскладывает шерсть для просушки. Село Лаза. Куткашенский район. Азербайджанская ССР . 1971. Лезгины

Мужчина в шубе из овчины ковал (кюрк – азерб.). Изготовлением шуб занимались местные мастера. В 1970-е годы такие шубы носили только пожилые. Село Лаза. Куткашенский район. Азербайджанская ССР . 1971. Лезгины

Село Дурджа. Лезгины

В Азербайджане и Южном Дагестане повсеместно распространены самовары. Высоко ценятся старые тульские образцы с клеймами. Чай пьют из стаканов вприкуску с кусковым сахаром и вареньем.

Жительница села Варташен.

Нухинский уезд. Елисаветпольская губерния. 1883. Удины

Село Дурджа. Лезгины

Село Лаза

Ущелья ведут в горы, где проходит государственная граница, отрезавшая районы Азербайджана от Дагестана.

Село Лаза. Лезгины

Художник дома культуры пос. Куткашен Халилов (справа) с матерью и отцом. Женщина в традиционном головном уборе – платках, повязанных в виде чалмы, на мужчине – папаха из овчины. Село Лаза. Куткашенский район. Азербайджанская ССР . 1971. Лезгины

Мужчины позируют: второй справа – директор районного дома культуры села Куткашен Османов, крайний справа – художник дома культуры села Куткашен Халилов. Село Лаза. Куткашенский район. Азербайджанская ССР . 1971. Лезгины

Село Лаза. Лезгины

Женщина за вязанием шерстяных носков кюлют. Село Кюснет. Куткашенский район. Азербайджанская ССР . 1971. Лезгины

Женщина с детьми. Село Лаза. Куткашенский район. Азербайджанская ССР . 1971. Лезгины

Жители села Лаза. Женщина рассказала, что многие ее односельчане живут в России, в частности, ее дочка-учительница и внучка – в Петербурге. Лезгины