Село Сарыбаш. Закатальский округ. Конец XIX – начало ХХ веков

Закаталы (Загатала) были частью Лезгинской кордонной линии – системы укреплений, построенных для охраны Грузии от набегов горцев Дагестана.

«Закаталы – город и крепость, построенные в 1830-м году, во время управления Кавказом графом Паскевичем…». «Название это произошло от Закер-Талы, что на языке лезгин значит задние Талы; не доезжая трех верст до крепости, расположен большой аул Талы».

Краткий исторический и географический указатель достопримечательных местностей по Кахетии, Закатальскому округу и частию, по Бакинской и Тифлисской губерниям… Тифлис, 1864. С. 17, 18

Цахур и аварцев Закатальского района иногда все еще называют лезгинами. Местный азербайджанец объяснил нам, что он воспринимает аварцев и цахур лезгинами равно как белорусов и украинцев – русскими.

Жители города Закаталы называют свой район «Маленький Дагестан», поскольку здесь проживает много разных народов: азербайджанцы, аварцы, цахуры, греки, поляки, русские и др. Рассказывая об этом, они сравнивают регион с «букетом», в котором цветы-народы дополняют друг друга.

Вид морильни для куколок шелкопряда. Закатальский округ. Конец XIX – начало ХХ века В XIX – начале ХХ века шелководческая зона тянулась вдоль южных склонов Большого Кавказского хребта.

В Закатальском округе гусениц разводили практически во всех селах, а в них – почти все семьи. Крестьяне оживляли грену (яйца бабочки тутового шелкопряда), кормили гусениц листьями хорошо растущей в этих краях шелковицы (тута), сдавали коконы скупщикам.

Высокие, хорошо проветриваемые и затененные чердаки домов служили для сушки фруктов и разведения гусениц шелкопряда. На переднем плане, по-видимому, подставка для коконов. Всеми работами по уходу и кормлению червей занимались женщины.

Жилище лезгин. Закатальский округ. Конец XIX – начало ХХ века. Лезгины (с современной точки зрения на фотографии запечатлены либо цахуры, либо аварцы)

На кухне ресторана. Город Закаталы

Типичное для города Закаталы оформление домов

Церковь в городе Закаталы была построена в XIX веке. Однако местное население настолько привыкло связывать христианские памятники с Кавказской Албанией, что на вопрос, что за церковь, нам сразу ответили, что албанская.

Мужчины на арбе. Город Закаталы. Закатальский округ. Конец XIX – начало ХХ века. Лезгины (с современной точки зрения на фотографии запечатлены либо цахуры, либо аварцы).

Развалины средневекового албанского монастырского комплекса «Йедди килися» (Семь церквей). Окрестности села Лекит В IV веке государственной религией Кавказской Албании стало христианство.

На территории, входившей в состав этого государства, сохраняются многочисленные нередко полуразрушенные памятники архитектуры: часовни, церкви и монастырские комплексы. О многих рассказывают, что на их месте раньше существовали древние языческие вятилища.

Стена мечети. Село Лекит

Мечеть. Село Лекит. Цахуры

«Богомольцы, получившие уже почетный титул “хаджи” и выделяющиеся среди толпы своими белыми “чалмами” (белый платок, который покрывает наполовину его папаху снаружи), являются предметом шумных и сердечных оваций. С ними целуются, им подносят подарки, и с радостными криками, распевая религиозные песни, толпа возвращается в деревню».

Парадов Г. Некоторые подробности путешествия мусульман Закатальского округа в Мекку // СМОМПК. Вып. 32. Отд. 1. Тифлис, 1903. Л. 26, 27

Смотритель мечети. Село Мухах. Цахуры

Село Мухах. Цахуры

Муж и жена Шабановы. Женщина в праздничной национальной одежде: кофте, широкой юбке туман, переднике мэзер (или дэштук). К нагруднику ее передника сверху прикреплены подвески-украшения газаягы (в переводе – гусиные лапки), скрепленные другими концами на шее сзади. Надетое под них нагрудное украшение боюнбагы (или мамасан) являлось непременным дополнением праздничной одежды азербайджанок, аварок и цахурок Закатальского района. На голове у мужчины папаха, форма которой характерна для сельского населения Закатал. Село Мухах. Закатальский район. Азербайджанская ССР . 1969. Цахуры и азербайджанцы

На мельнице. Село Мухах. Цахуры

Разматывание коконов шелкопряда. Закатальский округ. Конец XIX – начало ХХ века.Лезгины (с современной точки зрения на фотографии запечатлены либо цахуры, либо аварцы)

Женщины ткут джеджим на станке, установленном во дворе дома. Село Сарыбаш. Закатальский округ. Конец XIX – начало ХХ века. Лезгины (цахуры)

Джеджимы – узкие и длинные безворсовые ковры с узором из вертикальных полос, который, в отличие от ковров, выполненных в других техниках, создается разноцветными нитями основы, а не утка. Джеджимы могли ткать из шерстяных и шелковых нитей.

«Весь ткацкий станок состоит из нескольких чурбанов и камней и может быть сделан в течение одного дня (…) Все манипуляции тканья лезгинка производит просто руками, не имея ни стремян, ни гребня, сохраняющего параллельность нитей основы...».

Пиралов А.С. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа. СПб., 1913. С. 19
Село Мухах. Цахуры

Пожилая женщина в повседневной одежде, сохраняющей национальные элементы: простеганную на вате безрукавку, передник мэзер (или дэштук) и головное покрывало саранджаз.

Село Мухах. Закатальский район. Азербайджанская ССР. 1969. Цахуры

Село Мухах. Цахуры

Заработок от продажи орехов приносит существенный доход населению Закатальского района. Азербайджанское правительство стало внимательнее относиться к сельскому хозяйству – есть планы снова начать выращивать в регионе табак, как это делали и в царское, и в советское время.

Село Мухах. Цахуры

Окрестности села Мухах

Этот сад разбили около 10 лет назад: сначала вывезли камни, потом привезли землю, и из других садов взяли саженцы фундука. Пока деревья молодые, они дают меньше орехов, чем взрослые кусты. Обычно уборка орехов идет в два этапа с перерывом в 5 дней. После чего любой может прийти и собрать оставшиеся орехи для себя.

Окрестности села Хыналыг. Азербайджан
Гора Шалбуздаг. Дагестан