Село Луткун. Ахтынский район. ДАССР. 1962. Лезгины

Лезгинское село Ахты, административный центр Ахтынского района, расположено в месте впадения реки Ахтычай в реку Самур. ДАССР. 1962

«Сел. Ахты во многом отличается от других соседних деревень; центральная его часть состоит преимущественно из жилых домов; только при некоторых из них имеются небольшие садики. Так как левый берег Ахтычая очень крут, то потому часть селения располагается в виде террас. Улицы, как вообще в азиатских селениях, донельзя узки (…), зачастую даже пешеходу приходится пробираться по крышам домов; вся эта часть называется азиатскою частью селения, в центре которой находится главная мечеть. Правая, или европейская, часть селения, как ее называет местная интеллигенция, благодаря незначительной покатости, гораздо просторнее азиатской, имеет сравнительно широкие улицы, базар и заключает в себе все учреждения, присущие административному центру Самурского округа, как то: управление окружного начальника, управление наиба (пристава), почтово-телеграфное отделение, сельское управление, аптеку, богадельню, тюрьму и школу».

Бабаев Д. Селение Ахты // СМОМПК. Вып. 17. Отд. 1. Тифлис, 1893. Л. 141

«…добрались до лезгинского сел. Ахты. Это самый большой населенный пункт в долине Самура и экономический центр верхней его половины. Середина селения отличается тесной застройкой, а окраины состоят из усадеб, окруженных фруктовыми садами (в них растут яблони, абрикосы, черешни и т.д.). В селении имеются маленькая гостиница, чайные, парикмахерская, аптека, музей, кинотеатр и лезгинский драматический театр с постоянной труппой актеров. На местном базаре торгуют фруктами, овощами, бараниной, кислым молоком, чуреками, предметами ремесла – медными тазами и кувшинами, одеждой и шерстяными чулками пестрой расцветки. Считается, что лучшие лезгинские чулки вяжут именно в Ахты».

Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 78

«…добрались до лезгинского сел. Ахты. Это самый большой населенный пункт в долине Самура и экономический центр верхней его половины. Середина селения отличается тесной застройкой, а окраины состоят из усадеб, окруженных фруктовыми садами (в них растут яблони, абрикосы, черешни и т.д.). В селении имеются маленькая гостиница, чайные, парикмахерская, аптека, музей, кинотеатр и лезгинский драматический театр с постоянной труппой актеров. На местном базаре торгуют фруктами, овощами, бараниной, кислым молоком, чуреками, предметами ремесла – медными тазами и кувшинами, одеждой и шерстяными чулками пестрой расцветки. Считается, что лучшие лезгинские чулки вяжут именно в Ахты».

Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 78

«Для питья употребляют воду из Ахтычая; в этой реке вода постоянно мутная, но весьма здоровая; из Ахтычая воду доставляют крестьянки в медных кувшинах, которые носят на плечах».

Бабаев Д. Селение Ахты // СМОМПК. Вып. 17. Отд. 1. Тифлис, 1893. Л. 143
Долина реки Ахтычай

Женщина с кувшином для воды. Село Луткун.

Ахтынский район. ДАССР. 1962. Лезгины

У женщин в селе всегда было много работы по дому, к тому же они участвовали практически во всех сферах сельскохозяйственной деятельности. Поход за водой считался сугубо женским занятием, поэтому неудивительно, что источник становился местом общения горянок.
Улицы Ахты

Офицеры российской армии. Дагестанская область.

Конец XIX – начало ХХ века. Лезгины

На восточном Кавказе русских офицеров было мало. На административных и военных должностях служили преимущественно сами кавказцы. Интересно, что многие дагестанцы, состоявшие на службе у имама Шамиля, после окончания Кавказской войны продолжили служить уже в качестве представителей имперский властей. К концу XIX века сформировалась целая прослойка местной военной элиты.

С самой южной в России крепостью – Ахтынской – связывают романтическую легенду: дочь ее коменданта Нину Рот полюбил известный богослов и поэт Мирза Али Аль-Ахты и посвятил ей цикл стихов, написанных на тюркском языке. Во время осады крепости Шамилем, Мирза Али вышел к имаму, надеясь, что тот простит его за пребывание у русских, учитывая, в частности, почтенный возраст ученого. Однако Шамиль велел его арестовать. После освобождения из тюрьмы богослов женился на местной девушке, очень похожей на дочь коменданта. Выбор же Нины пал на лезгина Алисултана, ставшего ради нее православным.


«Рядом с Ахтами есть русская крепость, построенная в 1839 г. Это солидное сооружение с мощными стенами, высотой около 4 м. Сложена она из булыжников на цементе и отштукатурена. В системе стен находятся одна круглая башня и четырехугольные бастионы. Стены окаймлены широким рвом и высоким валом. Расположение крепости таково, что она могла держать под наблюдением и долину Самура, и низовья Ахтычая. Хотя крепость лежит в низине, но расстояние до ближайших гор превышает дистанцию действия огня из гладкоствольных ружей. Строители ее рассчитывали на отсутствие артиллерии у противника. Но когда имам Шамиль открыл по крепости огонь из мортир, то она чуть было не пала к ногам дагестанского имама».

Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 80

Женщины обрабатывают шерсть. Дагестанская область.

Конец XIX – начало ХХ века. Лезгины

Свадебный салон. Село Ахты. Лезгины

Улица старой части села Ахты с переходом между двумя домами.

Ахтынский район. ДАССР . 1962

Дети за игрой. Село Ахты. Ахтынский район.

ДАССР . 1962. Лезгины

Раньше в Южном Дагестане было принято коротко стричь детей: причем и мальчиков, и девочек. Отращивать волосы и заплетать косы девочки начинали со времени посещения школы. Зато уши прокалывали в первые месяцы жизни, сережки надевали в 2–3 года.

Дети за игрой. Село Ахты. Ахтынский район.

ДАССР . 1962. Лезгины

Портрет мальчика. Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР . 1953
Девочка с собакой. Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР . 1962. Лезгины

Портрет мальчика. Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР . 1953

Девочка с собакой. Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР. 1962. Лезгины

Старый Ахты

Продавцы лезгинских шалей.

Кавказ. Конец XIХ – начало

ХХ века. Лезгины

Лезгинскими шалями называли шерстяные сукна дагестанского производства. Изготовленные в горах были дороже, так как их ткали из более качественной шерсти, чем в предгорьях. Как правило, такие сукна продавались отрезами, достаточными для пошива одной черкески.

В сельских магазинчиках можно купить все – от продуктов и бытовой химии до ковров, правда, фабричных. И покупатели, и продавцы, как правило – соседи, хорошо знающие друг друга, поэтому нередко покупки совершаются «по записи»: продавец вносит сумму долга в тетрадь, а покупатель отдает деньги как-нибудь потом.

Село Ахты. Лезгин

«Большинство домов имеет два этажа (…). В нижнем этаже окна отсутствуют; но дверей, обыкновенно, имеется несколько: одна входная, а другие ведут в дома соседей; в нижнем этаже живут исключительно в зимнее время. (…) Верхний этаж служит летним помещением, а также для приема гостей; он имеет окна на улицу или на крышу нижнего этажа…».

Бабаев Д. Селение Ахты// СМОМ ПК. Вып. 17. Отд. 1. Тифлис, 1893. Л. 142, 143 А х т ы A k h t y 61

«…многие жители старой части селения Ахты (лезгины) на лето переезжают в новые дома с садами и огородами, раскинувшимися внизу на берегу реки. Нередко жители старых кварталов строят новые дома в более удобном месте, бросая старые на произвол судьбы. Иногда брошенные участки используются для расширения (…) соседних, но большей частью они так и остаются в развалинах. Так появляются “мертвые” кварталы, “мертвые” селения…».

Натансон Л.А. Отчет о поездке в Дагестанскую АССР в 1962 г. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1435. Л. 13, 14

В настоящее время многие дома центральной части Ахты запущены, некоторые опустели и разрушаются.

Улица, перекрытая домом. Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР . 1953

Улица, перекрытая домом. Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР . 1953

«Большинство домов имеет два этажа (…). В нижнем этаже окна отсутствуют; но дверей, обыкновенно, имеется несколько: одна входная, а другие ведут в дома соседей; в нижнем этаже живут исключительно в зимнее время. (…) Верхний этаж служит летним помещением, а также для приема гостей; он имеет окна на улицу или на крышу нижнего этажа…».

Бабаев Д. Селение Ахты// СМОМ ПК. Вып. 17. Отд. 1. Тифлис, 1893. Л. 142, 143 А х т ы A k h t y 61

«…многие жители старой части селения Ахты (лезгины) на лето переезжают в новые дома с садами и огородами, раскинувшимися внизу на берегу реки. Нередко жители старых кварталов строят новые дома в более удобном месте, бросая старые на произвол судьбы. Иногда брошенные участки используются для расширения (…) соседних, но большей частью они так и остаются в развалинах. Так появляются “мертвые” кварталы, “мертвые” селения…».

Натансон Л.А. Отчет о поездке в Дагестанскую АССР в 1962 г. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1435. Л. 13, 14

В настоящее время многие дома центральной части Ахты запущены, некоторые опустели и разрушаются.

Арочный мост, спроектированный инженерами Джиорсом и Дебернарди в 1915 г., – визитная карточка Ахты. Ахтынский район. ДАССР . 1962

«Ахты-наме» – условное обозначение двух списков средневекового сочинения, посвященного истории Ахты и некоторых окрестных лезгинских сел в VI–IX вв., вписанной в канву событий, происходивших на Кавказе и Среднем Востоке. Списки были составлены в первой половине XIX века. Один из них – пересказ рукописи, приведенный чиновником особых поручений при командире Отдельного Кавказского корпуса А.Ф. Десимоном в статье о кюринских обществах в журнале «Северная пчела». Другой являлся частью исторического сочинения на персидском языке «Гюлистан-и Ирам» азербайджанского просветителя, ученого и писателя А. Бакиханова. Несмотря на то, что сама средневековая рукопись не обнаружена, анализ текстов списков, проведенный востоковедом А.Р. Шихсаидовым, позволяет считать, что она действительно существовала.


В списке А. Бакиханова дается описание обстоятельств строительства ахтынской крепости персами: «…эмир Шахбани из рода Сасанидов, придя по приказу Нуширвана с шестьюдесятью семьями из жителей Фарса и тремястами воинами (сипахи) в местность Ахти, поселился [там], отстроив … крепость, остатки которой все еще видны на вершине горы».

Шихсаидов А.Р. Ахты-наме // Дагестанские исторические сочинения. М., 1993

Арочный мост, спроектированный инженерами Джиорсом и Дебернарди в 1915 г., – визитная карточка Ахты. Ахтынский район. ДАССР . 1962

«Ахты-наме» – условное обозначение двух списков средневекового сочинения, посвященного истории Ахты и некоторых окрестных лезгинских сел в VI–IX вв., вписанной в канву событий, происходивших на Кавказе и Среднем Востоке. Списки были составлены в первой половине XIX века. Один из них – пересказ рукописи, приведенный чиновником особых поручений при командире Отдельного Кавказского корпуса А.Ф. Десимоном в статье о кюринских обществах в журнале «Северная пчела». Другой являлся частью исторического сочинения на персидском языке «Гюлистан-и Ирам» азербайджанского просветителя, ученого и писателя А. Бакиханова. Несмотря на то, что сама средневековая рукопись не обнаружена, анализ текстов списков, проведенный востоковедом А.Р. Шихсаидовым, позволяет считать, что она действительно существовала.


В списке А. Бакиханова дается описание обстоятельств строительства ахтынской крепости персами: «…эмир Шахбани из рода Сасанидов, придя по приказу Нуширвана с шестьюдесятью семьями из жителей Фарса и тремястами воинами (сипахи) в местность Ахти, поселился [там], отстроив … крепость, остатки которой все еще видны на вершине горы».

Шихсаидов А.Р. Ахты-наме // Дагестанские исторические сочинения. М., 1993

Народная этимология возводит название Ахты к арабскому «ухти» – «моя сестра». Согласно одной из легенд, шейх Абу-Муслим, с которым связывают распространение ислама в регионе, выдал замуж за местного правителя (по одним версиям – перса, по другим – еврея) свою сестру, впоследствии похороненную в мечети Ахты.

«По (…) преданию недалеко от арочного моста, на правом берегу Ахтычая, в старину жил могучий атлет (пехлеван) по имени Шарвели*, которого теперь почитают святым. Перед своей смертью он сказал односельчанам: “Если нападут враги, и вам станет трудно, то пусть кто-либо из вас взойдет на гору, что между Самуром и Ахтычаем, и прокричит: ‘Шарвели, Шарвели!’, и я явлюсь на помощь».

Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 79

На горе Келезхев в 2009 г. была построена ротонда в честь героя лезгинского эпоса Шарвили. По преданию именно на этой горе хранится меч богатыря. Восхождение к ротонде стало частью театрализованного представления, посвященного эпосу. В финале действия на вершине появляется герой с мечом, что символизирует возрождение родной земли.

Центральная часть селения Ахты. Ахтынский район. ДАССР. 1952

«Так как местность крайне гористая, с крутыми склонами, а почва недоброкачественная, то занятия жителей большею частью составляют отхожие промыслы, на которых они бывают в течение 8–9 месяцев в году; идут они главным образом в Бакинскую и Елисаветпольскую губернии, в Закаспийскую область, а также другие местности Империи. Незначительная часть жителей занимается садоводством, огородничеством, хлебопашеством и скотоводством, да и то исключительно для собственного потребления, а если и остается излишек, то его продают в соседних же аулах. Овцеводство также составляет один из главных источников благосостояния жителей Самурского округа; кустарная же промышленность развита в весьма незначительных размерах».

Бабаев Д. Селение Ахты // СМОМПК. Вып. 17. Отд. 1. Тифлис, 1893. Л. 145, 146

Центральная часть селения Ахты. Ахтынский район. ДАССР. 1952

«Так как местность крайне гористая, с крутыми склонами, а почва недоброкачественная, то занятия жителей большею частью составляют отхожие промыслы, на которых они бывают в течение 8–9 месяцев в году; идут они главным образом в Бакинскую и Елисаветпольскую губернии, в Закаспийскую область, а также другие местности Империи. Незначительная часть жителей занимается садоводством, огородничеством, хлебопашеством и скотоводством, да и то исключительно для собственного потребления, а если и остается излишек, то его продают в соседних же аулах. Овцеводство также составляет один из главных источников благосостояния жителей Самурского округа; кустарная же промышленность развита в весьма незначительных размерах».

Бабаев Д. Селение Ахты // СМОМПК. Вып. 17. Отд. 1. Тифлис, 1893. Л. 145, 146

В конце XIX века Ахты был самым крупным населенным пунктом Дагестанской области после Дербента: здесь проживало около 6000 человек. Ахты и сейчас одно из самых крупных сел Дагестана. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года здесь проживало 13 405 человек.

На мосту через реку Ахтычай. Село Ахты.

Ахтынский район. ДАССР. 1940–1950-е годы. Лезгины

Директор районной гостиницы Пирмагомед с внуком.

Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР. 1953. Лезгины

Аким работает главным врачом и хирургом в одном из сел Ахтынского района. У него за плечами учеба в аспирантуре, политическая карьера, предпринимательская деятельность, бардовское творчество. В своем магазине на одной из центральных улиц Ахты он продает одежду собственной торговой марки «Palcha Lezgi».

Для девушек волейбол – фактически единственное внедомашнее спортивное развлечение. Существуют только молодежные женские команды, поскольку после замужества играть уже «муж не отпускает».

Женская молодежная волейбольная секция. Село Ахты. Лезгины

Джалил Фатахович Фатахов, руководитель спортивного комитета Ахтынского района, по вечерам ведет секцию вольной борьбы в местной спортивной школе. На разминке царит оживленная атмосфера, но как только главный тренер дает указания или показывает прием, полсотни голосов затихают, юные борцы внимательно слушают своего учителя. По субботам Джалил Фатахович ходит в знаменитые Ахтынские серные бани, их он считает залогом своего здоровья. Еще одно влечение тренера – разведение бойцовских петухов.

Секция вольной борьбы в спортивной школе. Село Ахты. Лезгины

Ахтынские бани, одна из главных достопримечательностей села, построены на месте выхода минеральных вод, температура которых колеблется от 38° до 68° С.

«...эти источники расположены в узком ущелье, по левому берегу Ахты-чая, на небольшом косогоре, у подножия горы “Хун-Пад” (Хун-Пад по местному значит “нужно беречь”) (...). Над каждым источником имеется незатейливая постройка небольших размеров (...). Здания эти сложены из простого плитняка на глине, снаружи и изнутри обмазаны глиною и выбелены; крыша плоская земляная. На расстоянии (...) построено несколько лучшее здание, которое заключает в себе две ванны с 12 номерами, кухню и несколько конюшен; оно носит название “Комаровских ванн”; тут имеются офицерские и солдатские ванны...».

Бабаев Д. Селение Ахты// СМОМПК. Вып. 17. Отд. 1. Тифлис, 1893. Л. 144

Ахтынский краеведческий музей вырос из школьного, в 1937 году переведенного в здание мечети. В свое время он был признан лучшим сельским музеем СССР , прекрасная коллекция насчитывает более 12 000 экспонатов. После возвращения мечети верующим, музей переехал в здание, принадлежавшее райкому партии. Интересна тенденция расположения музея в бывших идеологических центрах села. Директор Ахмед Дагларов (внук основателя музея Нурудина Дагларова) сетует, что музей находится в удручающем состоянии, здание требует капитального ремонта, экспозиционные залы перегружены, а коллекции негде хранить.

Многие народы Дагестана в конце весны – начале лета отмечали праздник, связанный со сбором цветов и съедобных трав. В литературе наибольшую известность получил Цюкверин сувар – Праздник цветов у ахтынских лезгин. Ахтынцы и жители соседних сел собирались на одной из гор, где устраивались танцы и соревнования (метание камней, борьба, скачки). Пение куплетов-частушек, в которых девушки и юноши в шутливой форме хвалили и ругали друг друга, было главным состязанием. Основными действующими лицами праздника были девушки, поэтому некоторые исследователи указывали на параллели между праздником и легендами об амазонках, упомянутыми Страбоном.

Королева цветов и два сопровождающих ее молодых человека – главные действующие лица Праздника цветов. Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР . 1970-е годы


Чествование передовиков-животноводов. Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР . 1979. Лезгины
На празднике. Мужчины держат шампуры с шашлыками, на подносах у девушек – хлеб, соль, сыр и кувшин с молоком. Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР . 1970-е годы. Лезгины

Многие народы Дагестана в конце весны – начале лета отмечали праздник, связанный со сбором цветов и съедобных трав. В литературе наибольшую известность получил Цюкверин сувар – Праздник цветов у ахтынских лезгин. Ахтынцы и жители соседних сел собирались на одной из гор, где устраивались танцы и соревнования (метание камней, борьба, скачки). Пение куплетов-частушек, в которых девушки и юноши в шутливой форме хвалили и ругали друг друга, было главным состязанием. Основными действующими лицами праздника были девушки, поэтому некоторые исследователи указывали на параллели между праздником и легендами об амазонках, упомянутыми Страбоном.

Королева цветов и два сопровождающих ее молодых человека – главные действующие лица Праздника цветов. Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР . 1970-е годы

Чествование передовиков-животноводов. Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР . 1979. Лезгины

На празднике. Мужчины держат шампуры с шашлыками, на подносах у девушек – хлеб, соль, сыр и кувшин с молоком. Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР . 1970-е годы. Лезгины

«Во время командировки мы также работали в Махачкалинском методическом научном центре народного творчества. Там нам рассказали о традиционных и новых праздниках, проводимых в различных районах Дагестана. (…) Наиболее интересно, красочно в этом году прошел «Праздник цветов» в с. Ахты (Ахтынский район, лезгины). Он широко пропагандировался в печати и по телевидению, его показывали в программе “Время”. Праздник проходит в последнее воскресенье мая. Подготовка к нему идет в каждом доме – готовят угощение, многие шьют новые наряды. В последнюю перед праздником ночь люди с факелами выходят на площадь селения и идут в горы за цветами. Праздник начинается с первыми лучами солнца: появляются три всадника – девушка с гирляндой цветов и два юноши – это почетные хозяева праздника, лучшие молодые труженики села. Затем следует официальная часть – колхозники рассказывают о достижениях, передовикам вручают премии и подарки. Продолжают праздник концертная программа самодеятельных артистов и спортивные состязания, выступления канатоходцев. Во второй половине дня жители села возлагают цветы к памятнику героям Великой Отечественной войны, установленному у въезда в Ахты. Таков сюжет этого праздника, наполненного новым содержанием. Возможно, в будущем будет интересно проследить за его развитием».

Кочетова Е.Б. Отчет о поездке в Дагестанскую АССР 1985 г. Архив РЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2158. Л. 29

Праздник цветов в настоящее время не проводят. Местные жители связывают это с крупной автомобильной аварией, случившейся несколько лет назад после праздника.

Выступление музыкального ансамбля на Празднике цветов. Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР. 1970-е годы. Лезгины

Выступление музыкального ансамбля на Празднике цветов. Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР. 1970-е годы. Лезгины

«Во время командировки мы также работали в Махачкалинском методическом научном центре народного творчества. Там нам рассказали о традиционных и новых праздниках, проводимых в различных районах Дагестана. (…) Наиболее интересно, красочно в этом году прошел «Праздник цветов» в с. Ахты (Ахтынский район, лезгины). Он широко пропагандировался в печати и по телевидению, его показывали в программе “Время”. Праздник проходит в последнее воскресенье мая. Подготовка к нему идет в каждом доме – готовят угощение, многие шьют новые наряды. В последнюю перед праздником ночь люди с факелами выходят на площадь селения и идут в горы за цветами. Праздник начинается с первыми лучами солнца: появляются три всадника – девушка с гирляндой цветов и два юноши – это почетные хозяева праздника, лучшие молодые труженики села. Затем следует официальная часть – колхозники рассказывают о достижениях, передовикам вручают премии и подарки. Продолжают праздник концертная программа самодеятельных артистов и спортивные состязания, выступления канатоходцев. Во второй половине дня жители села возлагают цветы к памятнику героям Великой Отечественной войны, установленному у въезда в Ахты. Таков сюжет этого праздника, наполненного новым содержанием. Возможно, в будущем будет интересно проследить за его развитием».

Кочетова Е.Б. Отчет о поездке в Дагестанскую АССР 1985 г. Архив РЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2158. Л. 29

Праздник цветов в настоящее время не проводят. Местные жители связывают это с крупной автомобильной аварией, случившейся несколько лет назад после праздника.

Танцы на Празднике цветов. Впереди танцует Фазу Алиева – народная поэтесса Дагестана. Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР . 1970-е годы

В СССР было принято отмечать профессиональные праздники. В совхозе «Ахтынский» праздновали День садовода. Мероприятие устраивали в саду, кузов автомобиля служил трибуной, корзины с яблоками и транспаранты – декорациями. Даже лозунг «Слава труду» выкладывали из яблок. На празднике выступали агитбригады и артисты, как правило, одетые в стилизованные национальные костюмы, проходило чествование передовиков. После распада СССР совхозы уступили место ельскохозяйственным предприятиям и крестьянским хозяйствам. Сейчас Ахты по-прежнему считается яблочным селением, об ахтынских сортах с восхищением отзываются многие дагестанцы. В 2015 г. был организован новый сельскохозяйственный праздник – День ахтынских яблок, цель которого, по словам одного из его организаторов, заключается в возрождении местного садоводства. Этот праздник запланировано отмечать в нечетные годы, так как хороший урожай бывает раз в два года.

Концерт на празднике День садовода в совхозе «Ахтынский». Село Ахты. Ахтынский район. ДАССР . Конец 1970-х годов

Сбор капусты в долине Самура. Село Хлют. Лезгины

Основное занятие жителей окрестностей Ахты – выращивание и продажа капусты, успешно конкурирующей с известной во всем Дагестане левашинской. Местные жители утверждают, что их капуста более нежная и лучше подходит для засолки и салатов. Пытаясь решить проблему сбыта, многие семьи покупают грузовые автомобили и сами отвозят капусту в города.

Село Луткун. Лезгины

Сады в долине реки Самур около села Мискинджа

Крупное село Мискинджа находится недалеко от Ахты, но относится уже к Докузпаринскому району. Мискинджа упоминается в средневековых рукописях, где она часто представляется военным антагонистом Ахты.

Памятник героям Великой Отечественной войны. Село Мискинджа

Мискинджа уникальна тем, что это единственное лезгинское поселение, где жители исповедуют ислам шиитского толка. Центральным религиозным событием года для шиитов являются первые десять дней мусульманского месяца мухаррам. В эти дни мискинджинцы собираются в мечети и вспоминают трагические события из жизни имама (в 680 году в битве при Кербеле погибли внук пророка Мухаммада имам Хусейн и его сторонники). В центре села появляются траурные шиитские знамена, которые вешают в том числе и на памятник героям, погибшим в Великой Отечественной войне.

Кульминацией траура является сбор всех сельчан близ святого места – пира Юсуфа, где избранные мужчины и мальчики принимают участие в ритуальном шествии, а остальные жители наблюдают за процессией.

Село Мискинджа. Лезгины

Священная гора Шалбуздаг, одна из самых высоких вершин в Дагестане (4142 м над уровнем моря), расположена на границе Ахтынского и Докузпаринского районов. Паломничество на эту гору имеет общедагестанское значение и связано с почитанием могил похороненных здесь святых (основные – пир Сулеймана и пир Эренлар) и источника Зам-Зам. Паломничество обычно совершается с конца июля по середину августа (остальное время на горе слишком холодно) и занимает сутки. К вечеру паломники поднимаются от ближайшего к горе селения Мискинджа на уазиках и джипах (их предоставляют местные жители) к святому месту – могиле шейха Сулеймана, тело которого по преданию перенесли на Шалбуздаг голуби. Недалеко от пира Сулеймана расположены гостиница для паломников, мечеть, туалеты, столовая – все это бесплатно и обслуживается на пожертвования самими верующими, чаще из близлежащих сел. Паломники жертвуют здесь свои приношения – мясо, сладости и деньги.

Немного отдохнув в гостинице на общих тюфяках, паломники еще до рассвета выдвигаются по крутой осыпающейся дороге наверх, к святому источнику и пиру Эренлар.

Гора Шалбуздаг. Паломники отдыхают после утомительного восхождения на гору у источника Зам-Зам (тезки священного источника в Мекке). На обратном пути они наберут здесь целебную воду в бутыли и понесут ее домой.

После святого источника паломники направляются дальше, к узкой вертикальной расщелине в скале. Ее называют грехомером, поскольку по поверьям только чистый душой человек сможет протиснуться сквозь нее, а грешник непременно застрянет, даже если он худощав. Однако сейчас главная опасность не в узости прохода, а в том, что, пытаясь вылезти, верующие поскальзываются на камнях, отполированных ногами предшественников. Тем, кто не может самостоятельно выбраться из теснины грехомера, помогают паломники, уже очутившиеся наверху.