Рутул. Рутульский район. ДАССР. 1952

Дорога вдоль реки Самур между селами Рутул и Лучек

Вид на село Рутул сверху. Рутульский район. ДАССР. 1952

«Тохумов в Рутуле больше, чем “кварталов”, но здесь уверяют, что прежде “квартал” и тохум совпадали. До сих пор многие тохумы живут компактно. Например, тохум Тахмезовых (Тахмезер), состоящий из 10 хозяйств, весь проживает в квартале Карх, причем девять хозяйств расположено по соседству друг с другом и лишь одно находится несколько дальше. До недавнего времени осуждению подвергались те, кто поселялся вдали от родственного коллектива».

Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 142

Вид на минарет и купол Джума-мечети, основанной еще в средневековье, перестроенной в XVIII веке и отреставрированной на пожертвования жителей селения в 1994 году. К минарету прикреплены громкоговорители, чтобы азан (призыв к молитве) слышал весь Рутул.

«Среди селения выделяется большое каменное здание бывшей мечети с четырехгранным минаретом. На верху его лежит большой белый камень, такой же, как в сел. Хрюг. Старики говорили, что из-за этих камней шла кровопролитная война между обоими селениями».

Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 79

По преданию, которое записал Л.И. Лавров, белый камень первоначально был установлен на минарет Рутула, жители села Хрюг его выкрали, хозяева вернули. Так повторилось несколько раз, разгорелась война. Наконец некий праведник тайно сделал второй камень и установил его на том минарете, где его не было. Вражда селений прекратилась. Белые камни фигурируют в качестве объекта почитания во многих районах Кавказа, в Южном Дагестане ими отмечали границы общественных владений, от сглаза камни устанавливали на границах засеянных полей, а также клали на могилы, полагая, что они «святят умерших». Этот обычай сохранялся в советское время и поддерживается до сих пор.

Здание Джума-мечети в центре села Рутул. Рутульский район. ДАССР. 1970-е годы

Здание Джума-мечети в центре села Рутул. Рутульский район. ДАССР. 1970-е годы

«Среди селения выделяется большое каменное здание бывшей мечети с четырехгранным минаретом. На верху его лежит большой белый камень, такой же, как в сел. Хрюг. Старики говорили, что из-за этих камней шла кровопролитная война между обоими селениями».

Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 79

По преданию, которое записал Л.И. Лавров, белый камень первоначально был установлен на минарет Рутула, жители села Хрюг его выкрали, хозяева вернули. Так повторилось несколько раз, разгорелась война. Наконец некий праведник тайно сделал второй камень и установил его на том минарете, где его не было. Вражда селений прекратилась. Белые камни фигурируют в качестве объекта почитания во многих районах Кавказа, в Южном Дагестане ими отмечали границы общественных владений, от сглаза камни устанавливали на границах засеянных полей, а также клали на могилы, полагая, что они «святят умерших». Этот обычай сохранялся в советское время и поддерживается до сих пор.

Свадебная процессия «В день свадьбы около дома жениха раздается барабанный бой. Затем группа собравшихся с тем же барабаном выходит за околицу для встречи приглашенных из других селений. У дома жениха начинаются танцы. Потом идут от жениха к невесте, причем женщины несут на головах блюда с пшеном и дарственными платьями. Процессия входит к невесте в дом, а она не встает перед вошедшими и не идет с ними к жениху, пока на это не дадут согласие абсолютно все члены ее тохума».

Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 141
Группа мальчиков. Село Ихрек. Рутульский район. ДАССР . 1952. Рутульцы

Село Рутул

Традиционно на строящиеся дома вешали самодельные куклы. Они, привлекая внимание, берегли дом от сглаза. Сейчас на стены недостроенных домов с этой целью вешают мягкие игрушки.

«Отмечу также, что рутульские женщины в противоположность цахурским не надевают фартуков».

Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 142

Жительницы села Шиназ. Рутульский район. ДАССР. 1952. Рутульцы

«Отмечу также, что рутульские женщины в противоположность цахурским не надевают фартуков».

Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 142

Жительницы села Шиназ. Рутульский район. ДАССР. 1952. Рутульцы

Девочка позирует у стены дома рядом с образцами носков, которые для придания им правильной формы после стирки натянуты на специальные колодки. Село Шиназ. Рутульский район. ДАССР . 1952. Рутульцы

Большая часть дагестанцев в прошлом носила однотонные носки и чулки джурабы, но народы Южного и Юго-Западного Дагестана, в том числе лезгины, цахуры и рутульцы, вязали преимущественно разноцветные носки. Впоследствии мода на них завоевала весь Дагестан.

Девочка несет сено. Село Шиназ. Рутульский район. ДАССР . 1952. Рутульцы

«Его [мужчины] дело вспахать и засеять поле, а уберет его жена; она же перенесет на своих плечах половину собранного хлеба, другую половину перевезет осел».

Свечин Д.И. Очерк народонаселения, нравов и обычаев дагестанцев // ЗКОИР ГО. 1853. Кн. 2. С. 63
Хлебные печи, как правило, располагаются в отдельных пристройках. Они есть не у каждой семьи, поэтому Наида ходит печь хлеб и пироги к родителям зятя. Помогает ей сестра.

В течение ХХ века численность детей в семьях постепенно сокращалась. В первой половине века восемь–десять детей было обычным делом. Сейчас нормой стало иметь два–три ребенка.


Семья учителя Уруджали Исламова. Село Лучек. Рутульский район. ДАССР . 1952. Рутульцы

В течение ХХ века численность детей в семьях постепенно сокращалась. В первой половине века восемь–десять детей было обычным делом. Сейчас нормой стало иметь два–три ребенка.

Семья учителя Уруджали Исламова. Село Лучек. Рутульский район. ДАССР . 1952. Рутульцы

Несмотря на то, что почти в каждой дагестанской семье есть автомобиль, а иногда не только легковой, но и грузовой, для перевозки тяжестей могут по-старинке использовать и ослов.

Дорога на село Борч Рутульского района. 1952 Осел на горной тропе – незаменимый помощник семье: он пройдет там, где техника бессильна.

Чабан с кожаной пастушьей сумкой. Курахский район. ДАССР. 1962. Лезгины

Памятник Заку Мирзабекову. Село Шиназ. Рутульский район. ДАССР . 1952

Уроженец рутульского села Шиназ Заку Мирзабеков погиб, когда принимал участие в подавлении Хновского восстания 1930 г. Жители нескольких высокогорных сел (Хнов, Борч, Фий, Гдым) выступили против советской власти, коллективизации и антирелигиозной политики. В это время подобные волнения проходили и в Северном Азербайджане. Восстание в Хнове было подавлено, последовали суды и репрессии, высылки и переселения, впоследствии населенный рутульцами Хнов был передан в Ахтынский район. Во второй половине ХХ века Заку Мирзабекова, с одной стороны, считали героем, его именем были названы школа и колхоз с. Шиназ, в 1970-е был установлен его бюст. С другой стороны, советские партийные органы предпочитали замалчивать историю выступлений против советской власти. В настоящее время многие шиназцы по-прежнему относятся к нему с уважением, однако, некоторые хновцы воспринимают это болезненно, поскольку считают, что он выступил против своих земляков. Интересно, что памятник Мирзабекову был сделан в традиции святых мест.

Вид на село Лучек. Рутульский район. ДАССР . 1952

Плоские земляные крыши после дождя укатывали массивными каменными валиками.

Сейчас такие крыши в жилых домах почти не встречаю