Женщина в праздничном костюме. Село Гельмец. Самурский округ. Дагестанская область. 1900–1920-е годы. Лезгины (цахуры)

Жители села Гельмец считают себя цахурами. Однако все фотографии начала ХХ века из цахурских сел Гельмец и Курдул в собрании Российского этнографического музея зарегистрированы как лезгинские. Лишь на паре из них есть еще один этноним – цахурцы (устаревшее название цахур).

Под названием «лезгинка» скрывается огромное разнообразие локальных вариантов танцев: практически каждое село имело какие-то свои танцевальные движения и музыкальные мотивы.

Девочки танцуют лезгинку. Село Гельмец. Самурский округ. Дагестанская область. 1900–1920-е годы. Лезгины (цахуры)

Гельмец живописно вытянулся вдоль узкого горного хребта.

Село Курдул. Самурский округ. Дагестанская область. 1900–1920-е годы. Лезгины (цахуры)

Село Гельмец. Цахуры

Село Гельмец. Цахуры В советское время на волне женской эмансипации наблюдалась тенденция укорачивания юбок даже в горных селах. С 1990-х годов в условиях исламского возрождения юбки стали удлиняться.

Село Гельмец. Цахуры

В конце XIX – начале ХХ века нательную одежду цахурок составляли короткая рубаха и узкие длинные штаны. Поверх них женщины носили широкую длинную юбку, собранную в талии сборкой или в складки, а также кафтанчик в талию и передник. Самое большое количество украшений было у молодых замужних женщин. В торжественных случаях женщины (но не девочки и не пожилые) надевали широкие кожаные пояса с массивными серебряными пряжками, составляющими нередко треть или половину длины пояса. На кожаную часть нашивали монеты и выпуклые бляхи, прикрепляли подвески на цепочках. Головной убор состоял из мешковидной чухта тюли, в некоторых местах шапочки типа чепца дугмаче из серебряных трубочек и цепочек и надеваемого поверх покрывала или квадратного платка.

Женщины в праздничных костюмах. Село Гельмец. Самурский округ. Дагестанская область. 1900–1920-е годы. Лезгины (цахуры)

Село Гельмец. Цахуры

Ковры после стирки сушат на открытом воздухе: образцы ручной работы соседствуют с современными фабричными.

Жители села Курдул. Самурский округ. Дагестанская область. 1900–1920-е годы. Лезгины (цахуры)

Традиционная мужская одежда лезгинских народов в целом была похожа на одежду соседей. На фотографии видны главные элементы мужского костюма: рубаха-бешмет, черкеска с газырями, папаха. Обязательной его частью являлся кинжал, прикрепленный к кожаному поясу, украшенному металлическими накладками. Он был символом чести и достоинства, выйти без него на люди было немыслимо.

Современные горцы внимательно относятся к своему внешнему виду. Горская мужская мода мало отличается от общероссийской.

Современные горцы внимательно относятся к своему внешнему виду. Горская мужская мода мало отличается от общероссийской.

Жители села Курдул. Самурский округ. Дагестанская область. 1900–1920-е годы. Лезгины (цахуры)

Традиционная мужская одежда лезгинских народов в целом была похожа на одежду соседей. На фотографии видны главные элементы мужского костюма: рубаха-бешмет, черкеска с газырями, папаха. Обязательной его частью являлся кинжал, прикрепленный к кожаному поясу, украшенному металлическими накладками. Он был символом чести и достоинства, выйти без него на люди было немыслимо.

Дагестанским специалитетом является сушеное говяжье и баранье мясо. В прохладе горного воздуха оно сушится лучше, чем на равнине. Чтобы сделать традиционную горскую колбасу, коровьи кишки наполняют рубленым мясом, смешанным с горным луком и тмином. В сушеном виде и мясо, и колбаса могут храниться очень долго; перед употреблением их отваривают.

Село Гельмец. Цахуры

Жилая комната. Гельмец.
Танец лезгинка. Село Гельмец. Самурский округ. Дагестанская область. 1900–1920-е. годы. Лезгины (цахуры)