«Районный центр Курах расположен на склоне горы. Здесь мало зелени, часто стоят туманы и идут дожди. В селении семь “кварталов”, в каждом из которых прежде была своя мечеть. Дома каменные и почти все двухэтажные».

«Предание рассказывает, что до образования Кураха предки его жителей обитали в сел. Гияр, которое находилось выше, на соседней горе. Там до сих пор видны фундаменты построек. В Гияре не знали ни ханов, ни беков. Одним из гиярских военноначальников был некий Мукаил, выходец из крестьян. В ту пору гиярцы часто воевали с дербентцами, табасаранцами, ахтынцами и иранцами. Некоторые из курахцев считаются потомками пленных ахтынцев. В первой половине XVIII века Гияр был разорен Надир-шахом, и жители, бросив свое пепелище, построили на месте гиярского кладбища новое селение и назвали его Курахом».

Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 156
Жители села Курах. Курахский район. ДАССР. 1962. Лезгины

«И овец и коз доят сзади. Немного отдоив, пастух передает овцу следующему, который выдаивает ее окончательно. Шесть пастухов выдаивают 680 овец примерно за два часа. Надоив молоко по целому ведру, пастухи минут десять отдыхают. Выдоенное молоко выливают в бочку. Для створаживания молока употребляют особым образом приготовленную закваску [нрзб. – авт.], которая состоит из сыворотки, оставшейся от створоженного молока, в которую добавляют моченое зерно пшеницы и красный перец. На бочку в 200 – 300 литров кладут, примерно, литр такой закваски. Створаживается молоко в течение получаса. Створоженную массу перевозят на склад в колхоз, где отделяется сыворотка, оставшаяся масса кладется под пресс и подсаливается. Хранится такой сыр в бочке с подсоленной сывороткой. Сыр готов бывает в течение двух дней».

Соболева А.П. Отчет о поездке в Дагестанскую АССР . Архив РЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1439. Л. 8

Сани на улицах села Курах. Курахский район. ДАССР . 1962. Лезгины

Село Курах. Лезгины

Гюлизар Ибрагимовна много лет работает учителем в местной школе. У нее четверо детей. Все живут своими семьями. Одна из дочерей – в другом селе, другая – в Махачкале. Сыновья в свое время уехали на заработки в Сибирь: старший и сейчас живет в Сургуте, младший недавно вернулся в Дагестан.

Село Гельхен. Лезгины

Женщины замешивают лопатами глину для сырцовых кирпичей. Село Курах. Курахский район. ДАССР. 1962. Лезгины

Сырцовые кирпичи сложены для просушки в пирамиды. Их широко использовали в строительстве жилых домов в горных селах в 1960-е годы. Село Курах. Курахский район. ДАССР . 1962. Лезгины

Женщины занимаются хозяйственными делами на крыше жилого дома. На заднем плане видны террасные поля. Село Курах. Курахский район. ДАССР . 1962. Лезгины

Село Гельхен. Лезгины

Село Гельхен. Лезгины

Женщины занимаются хозяйственными делами на крыше жилого дома. На заднем плане видны террасные поля. Село Курах. Курахский район. ДАССР . 1962. Лезгины

Село Гельхен

В стены домов нередко вмурованы камни с резьбой. Это может быть надпись на арабском (как правило, молитва), лезгинском или русском языках (информация о владельце или дата постройки здания). Встречаются рисунки с геометрическим орнаментом, изображениями людей и животных.

Женщина, идущая по дороге с ведром и кувшином для воды. На ней традиционная безрукавка, широкое платье в сборку с рукавом на узком манжете и чухт – головной убор в виде мешка, прикрывающего волосы. Платье старого покроя, но новой расцветки. Село Курах. Курахский район. ДАССР. 1962

Село Гельхен. Лезгины

Семья, идущая по дороге. Село Курах. Курахский район. ДАССР. 1962. Лезгины

Семья, идущая по дороге. Село Курах. Курахский район. ДАССР. 1962. Лезгины

Село Хпедж. Лезгины

После землетрясения 1966 года большая часть жителей Хпеджа переселилась на равнину в поселок Белиджи Дербентского района Дагестана.

Если место мужских собраний (годекан) четко локализовано в пространстве села, то «женским годеканом» может стать любая скамейка у дома.

Соседки собираются, чтобы послушать последние новости, понаблюдать за происходящим в квартале, обсудить возможных невест для своих сыновей.

Молодежь селения Тпиг. Агульский район. ДАССР . 1969. Агулы

Село Хпюк. Агулы

Пожилой житель Хпюка в прошлом работал учителем, преподавал все: от математики до физкультуры и ОБЖ. Сейчас он на пенсии, живет с сыном, хозяйство которого ориентировано на разведение овец.

Об этом свидетельствуют не только сушащиеся туши баранов, но и недоброжелательные пастушеские овчарки во дворе дома.

Семья колхозного пастуха: его отец, жена и четверо детей. Мужчины в папахах и современной одежде. Женщина в типичной лезгинской одежде – темном платье и головной шали.

Село Курах. Курахский район. ДАССР. 1962. Лезгины

Пожилая женщина с внучками. Женщина одета в типичное для 1960-х годов темное платье, стеганную безрукавку и шаль, которую она поправляет, натягивая на традиционный головной убор чухт. Девочки в платках и ситцевых платьях.

Село Курах. Курахский район. Республика Дагестан. 1962. Лезгины

Агульское село Усуг гордится своими земляками – от религиозных деятелей XIX века до героев социалистического труда ХХ века. Однако сейчас в селе осталось немного хозяйств; в школе, например, работают всего 12 учителей.

Школа села Усуг. Агулы

В сельской школе дети сидят за теми же партами, за которыми постигали науки и их родители.

Село Хвередж. Агулы

В горных селах очень часто крыша одного дома является двором для другого.

Село Хвередж. Агулы

Большинство женщин сельского горного Дагестана в любую свободную минуту вяжет носки и следки.

Их носят дома, отвозят для продажи на рынок, но чаще сельчане пользуются услугами перекупщиков, объезжающих районы.

Село Хвередж. Агулы

Мужчина-хаджи. О том, что этот человек совершил хадж – паломничество в Мекку – свидетельствует повязка на папахе. Интересно, что в XIX веке под предлогом хаджа Кавказ покинули многие мухаджиры – вынужденные переселенцы-мусульмане, эмигрировавшие в Османскую империю.

Дагестанская область. Конец XIX – начало ХХ века. Лезгины

Село Хвередж. Агулы

Село Хвередж. Агулы

Мужчина-хаджи. О том, что этот человек совершил хадж – паломничество в Мекку – свидетельствует повязка на папахе. Интересно, что в XIX веке под предлогом хаджа Кавказ покинули многие мухаджиры – вынужденные переселенцы-мусульмане, эмигрировавшие в Османскую империю.

Дагестанская область. Конец XIX – начало ХХ века. Лезгины

Арба, запряженная парой волов. Курахский район. ДАССР. 1953

Село Хвередж

Село Хвередж

Арба, запряженная парой волов. Курахский район. ДАССР. 1953

Пасека. Дагестанская область. Конец XIX – начало ХХ века

В XIX веке пчеловодством занимались практически повсеместно. Оно, как правило, имело подсобное значение и удовлетворяло потребности семьи, мало кто занимался продажей меда. Ульи были разных форм и размеров, плетеные и обмазанные глиной. Чтобы достать из них мед, пчел могли оглушать, взрывая небольшой заряд пороха, поливать холодной водой или окуривать одним из видов гриба-дождевика. В результате почти половина пчел гибла.

Пасека. Село Хвередж

Пасека. Село Хвередж

В XIX веке пчеловодством занимались практически повсеместно. Оно, как правило, имело подсобное значение и удовлетворяло потребности семьи, мало кто занимался продажей меда. Ульи были разных форм и размеров, плетеные и обмазанные глиной. Чтобы достать из них мед, пчел могли оглушать, взрывая небольшой заряд пороха, поливать холодной водой или окуривать одним из видов гриба-дождевика. В результате почти половина пчел гибла.

Пасека. Дагестанская область. Конец XIX – начало ХХ века

Вид на кладбище. Село Хвередж

Святое место – пир, как правило, связано с местом захоронения святого, праведника или героя.

Над могилой возводится небольшой мавзолей. В Дагестане классический пир имеет конусообразное навершие.

«Когда в 1811 г. царские войска подошли к Кураху, то его жители во главе с ханом Сурхаем II приняли бой на месте нынешнего кладбища. Царские войска обошли курахцев и, окружив, заставили сложить оружие. Лишь 80 человек, оборонявшихся на соседней горе, отказались сдаться, бросились с кинжалами на противника и все погибли. На том месте сооружен мавзолей с куполом».

Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 157
Пир. Село Курах. Курахский район. ДАССР . 1962
Памятник героям Великой Отечественной войны. Село Гельхен Советская власть боролась с поклонениями святым местам, но памятники героям Великой Отечественной войны типологически напоминают традиционные пиры.

Виды пиров. Курахский район

В селе Курах было несколько пиров. По легенде один из них основан на месте,
где во время кровопролитного сражения за Курах упала кричавшая азан (призыв к молитве) отрубленная голова защитника села.

Виды пиров. Курахский район

В селе Курах было несколько пиров. По легенде один из них основан на месте,
где во время кровопролитного сражения за Курах упала кричавшая азан (призыв к молитве) отрубленная голова защитника села.

Пир. Село Курах. Курахский район. ДАССР . 1962

Памятник героям Великой Отечественной войны. Село Гельхен Советская власть боролась с поклонениями святым местам, но памятники героям Великой Отечественной войны типологически напоминают традиционные пиры.