Женщина из села Гиль. Кубинский уезд. Бакинская губерния. Конец XIX – начало ХХ века. Лезгины

Скорее всего, на фотографии снята не просто жительница восточного Кавказа, а именно лезгинка в современном понимании этого этнонима. Сделать этот вывод позволяет название села, где лезгины сейчас составляют более 95 % населения.

Кусары (Гусар) – административный центр Кусарского района, население которого на 90% составляют лезгины. Город в разное время входил в состав различных административных единиц, в 1836 году здесь побывал М.Ю. Лермонтов. В 1930-х годах Кусары стал одним из районных центров Азербайджанской ССР.

Праздник в городе Кусары. Хроника Азеринформ. Кусарский район. Азербайджанская ССР . 1970-е годы. Лезгины

В начале ХХ века в городе Кусары проживало много русских, о чем отчасти напоминают старые дома с двускатными крышами. Большинство русских семей уехало еще до распада Советского Союза. С тех пор архитектура города изменилась: многие старые дома перестраивались, а новые строятся согласно вкусу и достатку хозяина.

Дом с украшением на коньке фронтона в виде плоских фигурок коня и петуха, вырезанных из листового железа. Город Кусары. Кусарский район. Азербайджанская ССР . 1970

Город Кусары. Лезгины

Мастер-сварщик родом из лезгинского села Дюзтаир, постоянно живет в городе Кусары. У него трое сыновей, каждый из которых уже создал свою семью. Младший с женой и детьми по традиции живет в родительском доме.

Старый дом с балконом вдоль двух сторон второго этажа, на переднем плане – ветви груши.

Село Гиль. Кусарский район. Азербайджанская республика. 1970

Город Кусары. Лезгины

Одна из девочек рассказала, что они с мамой каждый год на 2 месяца ездят в Петербург навестить папу, который работает там уже 7 лет. Дети и подростки города Кусары владеют русским языком значительно лучше, чем дети других районов Азербайджана. Связано это как с тем, что у многих родственники работают в России (часто в Сибири), так и с тем, что большинство школ города – русские. Лезгинский язык здесь тоже используется активно, в отличие от, например, габалинских лезгин, где среднее поколение между собой общается по-азербайджански.

Мальчики из селения Лезе (Лаза). Кубинский уезд.

Бакинская губерния. 1880-е годы. Кюринцы (лезгины)

Термин кюринцы неоднозначен, как и большинство кавказских этнонимов XIX века. Это внешнее определение, которое давали населению по имени Кюринского ханства (позже округа). Постепенно это название получили все лезгины, в том числе проживавшие в Самурском округе и Кубинском уезде. В состав кюринской группы языков включали помимо кюринского (лезгинского) рутульский, цахурский и агульский языки. В начале ХХ века от этнонима кюринцы отказались, так как само население так себя не называло. Сейчас слово кюринский применяется в лингвистике для обозначения одного из диалектов лезгинского языка.

Село Лаза находится в котловине у подножия горы Шахдаг (4242 м над уровнем моря) на старом караванном пути, ведущем через перевалы Главного Кавказского хребта. На его противоположной стороне в Габалинском районе располагается еще одна Лаза, по-видимому, основанная переселенцами из этого селения. Лезгины

Село Лаза. Лезгины

В селе Лаза сейчас 23 домохозяйства. Жители держат около 400 овец, которых летом выпасают по очереди, а зимой содержат в стойлах. Один из жителей рассказал, что у него 16 овец, 2 коровы и 2 теленка. Иногда он сам отвозит сыр на продажу, иногда сдает перекупщикам.

К селу Лаза ведет хорошая дорога, поскольку недавно рядом был построен горнолыжный курорт.

Бывший чабан Керимхан Керимов у здания дома культуры. Город Кусары. Кусарский район. Азербайджанская ССР . 1970. Лезгины

«Говорят в районе преимущественно на лезгинском языке, но, по сведениям, полученным от жителей селения Гиль Кусарского района, он сильно отличается от языка лезгин Дагестана. Многие мне говорили, что они даже не всегда понимают лезгин, живущих в Дагестане».

Торчинская Э.Г. Отчет о поездке в Азербайджанскую ССР . 1971. Архив РЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1704. Л. 7

Аслан Оруджев на фоне здания райисполкома. Город Кусары. Кусарский район. Азербайджанская ССР. 1970. Лезгины

Сумах – лезгинский безворсовый ковер. Кубинский уезд. Бакинская губерния. Конец XIX – начало ХХ века

Территория проживания лезгин относится к тем областям Кавказа, где традиционно распространено ковроделие. Вплоть до позднесоветского времени практически в каждой семье женщины ткали ковры, во многих домах они все еще лежат на полах. Особую известность приобрели Лезгинские сумахи – безворсовые ковры. В советское время в некоторых селах и городах Дагестана и Азербайджана были открыты фабрики, которые после распада СССР практически все оказались закрыты. Рамиз, бывший директор кусаринской фабрики, организовал с коллегой частное производство ворсовых ковров (в современных условиях они более востребованы). Он отвечает за реализацию изделий, поэтому большая часть комнат его дома устлана стопками ковров разных размеров и узоров.

Территория проживания лезгин относится к тем областям Кавказа, где традиционно распространено ковроделие. Вплоть до позднесоветского времени практически в каждой семье женщины ткали ковры, во многих домах они все еще лежат на полах. Особую известность приобрели Лезгинские сумахи – безворсовые ковры. В советское время в некоторых селах и городах Дагестана и Азербайджана были открыты фабрики, которые после распада СССР практически все оказались закрыты. Рамиз, бывший директор кусаринской фабрики, организовал с коллегой частное производство ворсовых ковров (в современных условиях они более востребованы). Он отвечает за реализацию изделий, поэтому большая часть комнат его дома устлана стопками ковров разных размеров и узоров.

Сумах – лезгинский безворсовый ковер. Кубинский уезд. Бакинская губерния. Конец XIX – начало ХХ века

Ковры ткут из австралийской пряжи на старых советских станках, используя для составления орнаментов таблицы из книги азербайджанского художника, искусствоведа и ковроткача Лятифа Керимова

Производство ковров организовано не в городах Кусары и Куба, а в соседнем Шабранском районе. За цехом следит азербайджанка, в прошлом работница местной ковровой фабрики. Под ее началом работает около 35 женщин, в основном, татки и азербайджанки. Помимо этого цеха существуют еще один и две квартиры, где также делают ковры. Было время, когда число работниц доходило до 200.

Большой ковер (2,5 х 3,5 м) ткет бригада из 7–8 человек. Они работают по 11 часов в день с перерывами на обед и чай. В среднем работа над ковром занимает 2,5 месяца, оплата производится после изготовления (чем дольше делаешь, тем позже получаешь зарплату). Соткав ковер, работницы 2 недели отдыхают. Маленькие ковры, как правило, делают на дому.

Долина реки Кусарчай и гора Шахдаг