Группа девочек из селения Будуг. Кубинский уезд. Бакинская губерния. 1880-е годы. Будугцы

Хыналыгцы (самоназвание – кетш халх), как и их предки, занимаются скотоводством. Рядом с их селом расположены обширные летние пастбища. Сельчане, у которых мало баранов, зимой держат их в стойлах. Жизнь тех, у кого 500 и более голов скота, подчинена ритму сезонных перегонов стад: летом их пасут в горах, зимой – на плоскости в 120–130 км от Хыналыга. Первыми на равнины выезжают женщины и готовят жилье, следом с гор спускаются мужчины со стадами, дети чаще всего остаются с бабушками и дедушками в селе.

Хыналыгцы держат овец курдючных пород. Овец загнали в загон, чтобы пометить и дать лекарство от паразитов.

Группа девочек из селения Хиналуг (Хыналыг). Кубинский уезд. Бакинская губерния. 1880-е годы. Хыналыгцы

Группа мальчиков из селения Хиналуг (Хыналыг). Кубинский уезд. Бакинская губерния. 1880-е годы. Хыналыгцы

«Селение расположено на склоне горы с характерным террасообразным размещением домов: крыша нижнего дома служит площадкой-двором для верхнего. Тип селения скученный – дома почти вплотную примыкают друг к другу, приусадебные участки отсутствуют. В конструкции и величине дома наблюдается вынужденная приспособляемость к рельефу местности. Многие дома, следуя рельефу, имеют с одной стороны два этажа, с другой – один».

Торчинская Э.Г. Отчет о поездке в Азербайджанскую ССР . 1971. Архив РЭМ. Ф 2. Оп. 1. Д. 1704. Л. 13

Отверстия в крыше закрыты от дождя полиэтиленом. Село Хыналыг «Центральное место в старом доме занимает большая комната без окон с единственным отверстием мурок (хин.) для выхода дыма в потолке, которое одновременно служит для проникновения света. Под ним в недалеком прошлом находился очаг, служивший для приготовления пищи и одновременно для обогревания…».

Торчинская Э.Г. Отчет о поездке в Азербайджанскую ССР . 1971. Архив РЭМ. Ф 2. Оп. 1. Д. 1704. Л. 14

«В первом этаже дома, как обычно, помещаются хлев – товле, хозяйственная кладовая; во втором, в основном – жилые комнаты».

Торчинская Э.Г. Отчет о поездке в Азербайджанскую ССР . 1971. Архив РЭМ. Ф 2. Оп. 1. Д. 1704. Л. 14

Село Хыналыг

В селе недавно построили новую школу. Языком обучения является азербайджанский. Хыналыгский преподается как родной, а английский – как иностранный.

Крызы вместе с соседями – хыналыгцами, джекцами (джеками), будугцами и некоторыми другими – относятся к так называемым шахдагским народам. Это малочисленные группы, этнонимы которым даны по названию сел (сейчас многие исследователи придерживаются точки зрения, что джекцы и будугцы – это локальные группы крызов). В отличие от хыналыгцев, язык которых считается отдельной ветвью нахско-дагестанских языков, языки большинства шахдагских народов входят в лезгинскую группу этой семьи.

Хыналыгец и лезгин

Жители селения Ханалуг (Хыналыг). Кубинский уезд. Бакинская губерния. 1880-е годы. Хыналыгцы

Из поколения в поколение передаются не только материальные объекты, язык, фольклор, обрядовые практики, но и так называемые техники тела: позы, жесты, движения. Так и в Хыналыге женщины в некоторых случаях продолжают носить тяжести на голове.

Село Хыналыг. Хыналыгцы

Жители из селения Хиналуг (Хыналыг). Кубинский уезд. Бакинская губерния. 1880-е годы. Хыналыгцы

Село Хыналыг. Хыналыгцы

Хыналыг как удаленное горное село попало в список достопримечательностей Азербайджана, где планируется развивать экотуризм. Поэтому местные жители открыли музей, вяжут носки в качестве сувениров, работают проводниками в горах, сдают в аренду жилье и предоставляют лошадей для прогулок.

Главная из трех мечетей села Хыналыг имеет плоскую крышу и сложена из тех же камней, что и большинство домов. Ее отличительные особенности – резные деревянные столбы и расположение в самой верхней точке села. Недавно мечеть была обновлена, ходят в нее, в основном, пожилые люди.

Село Джек, где живет еще одна малая лезгиноязычная группа – джекцы (джеки). Кубинский район

Чабан во время перекочевки на зимнее пастбище. Поклажа навьючена на лошадей.